среда, 6 февраля 2013 г.

село бубново волынской обл. украина

Крестьянская усадьба. Село Старая Веремийвка Черкасской обл. Конец XIX в.МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович [1804-1873] - этнограф-историк. Активный собиратель и издатель произведений малоросской народной поэзии, истории, быта. В незаслуженно забытом исследовании "Дни и месяцы украинского селянина" Максимович рассматривает дни украинского селянина с марта по май (начало июня), его песни, заботы, поверья, преданья. Статьи будут интересны всем любителям старины. Максимович М.А.Дни и месяцы украинского селянина (1) (2) I. МАРТ.В древнее время на Украйне, как и везде на Руси, годы начинались мартом месяцем. С 16 го века ввелся на Украйне январский год, и с ним летосчисление от Рождества Христова, вместо прежнего от Сотворения мира. Но месяц март не перестал быть началом пасхального года, и года естественного, так как с него начинается весна. В наших месяцесловах март зовется еще Березóзолем, а по народному Бéрезнем (как и у Чехов, Сербов Брезен); у Червоной Руси это имя присвоилось апрелю. При такой разности надобно знать, что Бéрезнем называется в народе собственно тот небесный месяц, который нарождается в великий пост, и которого исход бывает обыкновенно в апреле. Об этом постовом месяце говорится на Украйне, что он разговляется паскою; а мáсничный (т. е. масляничный) месяц заговляется варениками; называется же постовой месяц Бéрезнем от белой березы, которая в это время уже течет своим сладким соком. На Украйне известен еще месяц-Чернец, который народился бы и изошел бы в великий пост; об нем говорится: «як буде месяць-Чернець, то буде й свету конець». И мне рассказывали старые люди в Киеве, какой страх был в народе в начале 1769 года (после Колеевщины, перед чумою), когда прошла молва, что в том году будет уже месяц Чернец, и особенно как уже начинался мор в людях.Марта 1-го, на Евдокии, первым вестником весны почитается зимоспящий степной зверёк Бабак: еще до восхода солнца, на Евдокии, он оживет и свистнет. За ним другой вестник весны и важный показатель будущего лета ветер. Весьма примечает селянин, какой ветер бывает на Евдокии: если теплый, то и лето будет теплое; если ворочает млины (т. е. мельницы), то будет и снопы в поле ворочать; если веет от Днепра (с запада), то будет рыба ловиться; если из степи (с востока), то будет хорошо на пчелы; а если с низу Днепра (с полудня), то будет урожай на хлеб. Замечают, в какую сторону веет ветер на Евдокии и для того еще, чтобы в ту сторону и пшеницу сеять. Около этого дня птичка Овсянка начинает петь Украинцу: «покинь сани, возьми воз»! А когда увидят первую ластовку, то бросают на нее горсть земли, говоря: «нá тоб, ластовко, на гнздо»! Об ласточках думают, что они не улетают на зиму в теплый вырай (3), (где за морем зимуют все отлетные птицы), но, сцепясь ножками одна с другою, зимуют на дне рек, озер, криниц, и даже на дне моря.Щебетали ластовочки,Зо дна моря вылêтаючи;Говорили козаченьки,Да по селу похожаючи....Так запевает старинная песня о молодых козаках, уходивших весною из Украйны на Запорожье. О том же поют и в веснянках.А вже весна, а вже красна.Из стрх вода капле;Молодому козаченькуМандровочка пахне.Помандровав козаченькоУ чистее поле;За ним, за ним двчинонька:«Вернися, соколе»!....Ведется поверье, что если, при виде первой ласточки, бросить горсть земли на грядку, говоря: «кроп сю»! так и вырастет укроп (который впрочем и без того растет по огородам самосейкою).Из первых весенних цветов на Украйне радуются особенно появлению голубого ряста (scilla bifolia). Увидав в первый раз этот первоцвет, поспешно срывают его и топчут, приговаривая: «топчу, топчу ряст..., дай, Боже, потоптати и того року дождати»! а топчут ряст для того, чтобы долго жить; и по этой макровиотике, если выздоравливает трудный больной, то говорят: «уже вылз на ряст»; а кто умрет, говорят: «дуба дав».Украинский селянин полагает, что до первого грому земля не размерзается вполне, и примечает: если первый гром загремит на голое дерево, то надо ждать неурожая; если же загремит от запада, то будет урожайное лето. При первом громе, девчата бегут умыться из криницы или реки и утереться своим красным поясом для красы; парубки хватаются за угол хаты и силятся приподнять ее, чтобы силы прибыло; у кого болит спина или поперек (поясница), тот поспешает приподнять воз, или прислониться спиною к столпу, полагая, что от того становится легче; а знающие бабы набирают из криницы воды, при первом громе, и мажут ею детей от пристрту (который по книжному зовется «призором очес»). До первого грому Украинцы не садятся вечерять на дворе.Марта 9-го, в день весеннего равноденствия, говорят: «с Сорока Святых сорок морозов буде»; и если не все сорок бывают в продолжение весны, то остальных ждут на лето. Говорится также, что «на Сорок Святых сорóка сорок паличок в гнездо положить». В школах ученики приносят на поклон учителю по сороку бубликов. А для детей в этот день пекут и раздают пшеничные жайворонки, во имя пернатого певца, который прежде всех, еще на прóвесн, прилетает из вырая радовать степи своим пением.Марта 17-го, на теплого Олексы «щука-рыба хвостом лед розбивае». Пасечники выставляют пчел из погребов; а если еще холодно, то выносят хоть два улья погреться на весняном солнце.Марта 25-го, на Благовщенье, такой святой день, что и птица гнезда не вьет. Встарину говорили, что в этот день Господь благовестит землю и открывает ее на сеянье; а потому до Благовещенья не начинали севбы на нивах, а поспешали кончать óранку на ярину; а «на Благовщенском тыждне вдовин плуг». Особенно благоприятным день Благовещенья почитается у огородниц для капусты, составляющей главный предмет их заботы и первую красу огорода; и они стараются, чтобы во время заутрени посеять хоть не много розсады (семян капустных), где-нибудь в затишном кутку огорода, или в круглых, плетеных из лозы яслях. Они верят, что в ту пору можно находить розсаду под вишневым листом; да и вообще под деревом на земле, если повести рукою, то можно захватить розсаду, и что ее можно натрусить на рядно, в погребу, из капустяных головок. (Должно быть те маленькие и похожие на зерна грибки, что заводятся в погребу на капусте, подали повод к последнему поверью). Но за то неблагоприятен этот день рождению животных. Полагают наверное, что из благовстного теляти или ягняти добра не ждати, и поспешают зарезать; что благовстне яйце будет болтун, или же из него вылупится калечное цыпля; а потому и не подсыпают под наседку яиц, снесенных в этот день. О погоде говорят, что такая будет и на Великдень, какая на Благовещенье. Впрочем от старых людей услышите преданье, что в старые годы время шло правильнее, чем теперь, и что уже на их памяти время стало так переменчиво на земле, как оно теперь. Памятен еще обычай, что на Благовещенье дитя вывозят бывало на лубку 80 летних дедов своих на улицу просить милостыни. Марта 26-е, на Благовстника, и теперь да Украйне почитается за великий праздник.Месяц март начинается обыкновенно на одной из трех первых недель поста; реже приходится он на масляной, или же на четвертой неделе, которая называется Средокрестною. На этой неделе особенно приметный день середа, называемый хрестцями: тогда ломается пополам пост, и даже, говорят, слышен бывает треск. На хрестци пекут пшеничные хресты, чтобы лучше родилась пшеница; половину их съедают в тот же день, а другую уже на поле, когда выедут сеять пшеницу, и до того дня берегут в погребе. А на хрестци сеют мак, хоть бы то по снегу, лишь бы можно было вскопать как-нибудь землю. Мак сеют только девчата да молодые молодицы, при чем они приговаривают или же поют следующую припвку:Крâй долины мак, мак;Крâй широкôй мак, мак

Опубликовал: от 2 червеня / июня 2010, посмотрело: 4367 | Благодарностей: 12

» Максимович М.А. "Дни и месяцы украинского селянина" (1856г.)

Последние сообщения с форума

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

Максимович М.А. "Дни и месяцы украинского селянина" (1856г.) » Перуница

Комментариев нет:

Отправить комментарий