среда, 6 февраля 2013 г.

формы симметрии (геометрическая и динамическая форма)

Согласно принципу дополнительности, сформулированному Н. Бором: «Противоположности не противоречивы, а дополнительны, и в противоречащих друг другу явлениях мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого, четко определенного комплекса сведений об объектах».

В общефилософском толковании симметрия представляет собой специфическое проявление диалектического закона об единстве противоположностей. Она является как бы формой существования этого единства. Причем термин симметрия употребляется в двояком смысле: как антипод асимметрии и как общее понятие, охватывающее две его противоположные составляющие. Если собственно симметрия (тезис) связана с сохранением, инвариантностью, стабильностью, повторяемостью и обратимостью процессов, то асимметрия (антитезис) – причина изменения, нарушения покоя, необратимости процессов и динамического равновесия систем, и симметрия (синтез) объединяет эти формы бытия в целое.

Теоретики симметрии так формулируют связь между основными ее значениями: «Симметрия состоит из асимметрий и диссимметрий и определяется через них».

Вспомним, природа не терпит точных симметрии, и большинство симметрии возникает при некоторой идеализации задачи, а учет влияния более сложных взаимодействий приводит к нарушению симметрии. Даже законы сохранения, связанные с пространственной симметрией незначительно, все же нарушаются неоднородностью вселенной во времени и пространстве. Академик А. Мигдал полагает, что система, обладающая высокой симметрией, может иметь менее симметричные решения.

Устранение даже мелкой детали в симметричной системе нарушает зрительное равновесие, порождает напряжение во всей композиции. Любое отклонение останавливает внимание, беспокоит зрителя. Такое воздействие нарушенной симметрии используется как художественное средство, вызывая эмоциональный эффект при восприятии.

Строго говоря, абсолютная симметрия в сложных сооружениях невозможна. Оформление сложной функции влечет отклонения от четкой симметричной схемы. Частично нарушенная симметрия, где выпадает один из ее элементов, называется диссимметрией.

Строители Акрополя сочетали отдельные симметричные приемы, характерные для простильных и перистильных схем античности с асимметричным размещением зданий в ансамбле. О. Шуази писал, что «каждый архитектурный мотив, взятый в отдельности, симметричен, но группировка сооружений рассматривается как пейзаж с уравновешенными массами. Так действует и природа листья дерева симметричны, а дерево представляет собой уравновешенную массу».

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИММЕТРИИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий